Адрес: Нижний Новгород, ул. Федосеенко, 41

Отличия фаркопов по типу крепления шара (крюка) и другие важные моменты при выборе ТСУ

Как выбрать фаркоп?

Фаркоп  это тягово-сцепное устройство (ТСУ) предназначенное для соединения автомобиля с прицепом. В настоящее время на рынке существует большое количество модификаций фаркопов, которые конструктивно довольно сильно отличаются друг от друга. Все это многообразие может запутать вас, и в этой статье мы хотим разобрать основные характеристики фаркопов, чтобы вам было проще определиться с выбором и установкой ТСУ, подходящего именно вам.

Конструктивные отличия

Изначально все фаркопы можно поделить на две большие группы: Американские и Европейские.

Главное их отличие состоит в способе крепления шарового узла (крюка с шаром) к опорной раме. Американские фаркопы имеют для этого специальное приемное отверстие (квадрат) в раме, в которое, в свою очередь, вставляется кронштейн и крепится при помощи специального фиксатора. Европейские же фаркопы по способу крепления более разнообразны: сварные, фланцевые, быстросъемные.

Так же американские и европейские фаркопы отличаются по диаметру самого шара. Для Европы и России стандарт (ГОСТ) — 50 мм, а для США — 48 и 51 мм.

Важно: на фаркоп с рамой американского типа можно установить шар диметром 50 мм для сцепки с прицепами европейского типа. 

Европейские фаркопы

Пример европейского фаркопа

Европейский фаркоп

Это самые распространенные в нашей стране ТСУ, но и они имеют массу отличий между собой. Все европейские фаркопы можно поделить на четыре вида в зависимости от способа крепления шарового узла к опорной раме:

  • Быстросъемные (Фаркопы, где можно демонтировать крюк с шаром без помощи инструмента)
  • Условно-съемные или фланцевые (Фаркопы, где для демонтажа шарового узла придется выкрутить несколько болтов)
  • Несъемные или сварные (Фаркопы, которые представляют из себя единую конструкцию)
  • Убирающиеся (Фаркопы, позволяющие автоматически прятать шаровой узел под бампер автомобиля)

У каждого из этих видов есть свои плюсы и минусы. Несъемные (сварные) фаркопы отличаются низкой ценой и хорошей надежностью. Однако они сильно портят внешний вид автомобиляУбирающиеся фаркопы, напротив, часто имеют завышенный ценник и сложны в установке.

На наш взгляд, большинству автолюбителей стоит выбирать между быстросъемным и фланцевым фаркопом. Тут стоит учесть, что крепление быстросъемного фаркопа менее надежно, чем крепление болтами у фланцевого ТСУ. Обратите на это внимание при выборе. Например, если вы редко используете прицеп и перевозите легкие грузы на даче, то вам вполне хватит быстросъемного фаркопа, который будет лежать у вас в багажнике, и вы легко установите его при необходимости. Или наоборот. Если вы планируете активно использовать прицеп все лето, например, для поездок на рыбалку, то стоит выбрать фланцевый фаркоп. Он более надежен, а по окончании сезона вы всегда сможете его убрать.

Важно: в некоторых странах действует запрет на движение автомобиля с установленным шаром (крюком) без прицепа. В нашей стране таких ограничений в данный момент нет.

Американские фаркопы

Пример американского фаркопа

Американский фаркоп

Пока еще редкие разновидности фаркопов на наших дорогах. Они конструктивно отличаются от всех европейских и обладают внушительным списком преимуществ.

Конструктивно американские фаркопы состоят из четырех узлов:

  1. Опорная балка, которая крепится к кузову автомобиля.
  2. Приемное отверстие в форме квадрата (прямоугольника) в которое крепится кронштейн.
  3. Кронштейн, который вставляется в приемное отверстие и крепится фиксатором.
  4. Шар, который монтируется на кронштейн болтовым соединением. Шары бывают разных диаметров.

Поскольку кронштейн крепится к опорной балке с помощью фиксатора (пальца), то американские фаркопы относятся к быстросъемным. Но главные их преимущества в другом.
В первую очередь, так как кронштейн выполнен в виде отдельного узла, это позволяет при необходимости быстро его заменить. Кронштейны под американский фаркоп выпускаются как с понижением, так и с повышением высоты сцепки, что может быть настоящим спасением, если вы используете различные виды прицепов. Возможность сменить диаметр шара тоже добавляет американскому фаркопу гибкости в эксплуатации. Ну и самое главное преимущество в том, что под американский квадрат выпускается большое количество доп. оборудования (багажники для велосипедов, лебедки, отбойники и многое другое) что значительно расширяет возможности его применения. Из минусов можно отметить только высокую стоимость и сложности с подбором фаркопа под конкретный автомобиль.

Важно: американский фаркоп возможно установить на автомобиль любой марки, но только при условии наличия совместимой с ней модели фаркопа.

Отличия фаркопов по типу крепления шарового узла

Типы крепления шаровых узлов ТСУ

Основные типы шаров фаркопов

По способу крепления шарового узла к опорной раме фаркопы классифицируются на следующие типы:

  • Тип А. Фаркоп европейский условно-съемный, на двух болтах
  • Тип B. Фаркоп европейский быстросъемный. Крюк фиксируется специальной гайкой
  • Тип C. Фаркоп европейский быстросъемный. Фиксируется пальцем, что позволяет быстро монтировать-демонтировать крюк с шаром
  • Тип D. Фаркоп европейский универсальный (шар+палец) условно-съемный (фланцевый) под два болта. Имеется возможность крепления прицепа, имеющего сцепной механизм типа "петля"
  • Тип E. Фаркоп американский быстросъемный (шар на гайке)
  • Тип F. Фаркоп европейский условно-съемный (фланцевый) на двух болтах
  • Тип G. Фаркоп европейский условно-съемный (фланцевый) на четырех болтах
  • Тип H. Фаркоп европейский несъемный (сварной)
  • Тип N. Фаркоп европейский универсальный (подъёмная часть крюка оснащена стопорным шплинтом, исключающим самопроизвольное открытие, что немаловажно при буксировке прицепа с кольцевым зацеплением, а так же при буксировке автомобиля тросом) условно-съемный (фланцевый) на четырех болтах. Выпускается в трех модификациях с различными расстояниями между болтами. Так же есть модификация данного типа шара под американский квадрат.

Важно: здесь представлены только основные типы шаров. У некоторых производителей вы можете встретить иные обозначения, которые являются модификациями уже представленных. Например, у компании Brink есть типы: BMA (быстросъемный с креплением по диагонали), BMC (быстросъемный с креплением по горизонтали), BMU (быстросъемный с креплением по вертикали) и другие.

Отличия по нагрузке. Горизонтальная и вертикальная нагрузка

Все фаркопы отличаются друг от друга еще и по допустимой нагрузке. Она бывает горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная нагрузка — это нагрузка, направленная на шар фаркопа в горизонтальной плоскости. То есть, по сути, это сумма масс прицепа и груза.

Вертикальная нагрузка — это нагрузка, направленная на шар в вертикальной плоскости. То есть та масса, с которой дышло прицепа давит на шар сверху вниз (снизу вверх).

Важно: значения допустимых нагрузок для вашего автомобиля вы найдете в документации к вашему авто. Например, если ваша допустимая горизонтальная нагрузка на автомобиль составляет 1 тонну, то вы выбираете фаркоп с горизонтальной нагрузкой в 1 тонну или чуть более. И масса вашего прицепа с грузом так же не должна превышать 1 тонну.

Горизонтальная и вертикальная нагрузка на фаркоп

Горизонтальная и вертикальная нагрузка на фаркоп

По горизонтальной нагрузке все фаркопы поделены на три класса:

  1. До 1500 кг. для легковых автомобилей
  2. До 2500 кг. для универсалов и минивэнов
  3. До 3500 кг. для внедорожников и микроавтобусов

Важно: использование ТСУ для перевозки грузов, превышающих по массе допустимую горизонтальную нагрузку, может привести к непредсказуемым последствиям, где вы в лучшем случае просто вырвете фаркоп.

Вертикальная нагрузка указывается в документах ТСУ и имеет более низкие значения (десятки или немногим больше сотни килограмм). Но предельно допустимая вертикальная нагрузка не менее важна для безопасной эксплуатации автомобиля с прицепом.

Вертикальная нагрузка зависит от равномерности распределения груза в прицепе. Если вы сместите всю массу в переднюю часть, то дышло прицепа будет сильно давить на фаркоп, таким образом прижимая задний мост автомобиля к дороге. А передние колеса, напротив, поднимутся и будут иметь худшее сцепление. Автомобиль начнет вилять и может потерять управляемость. И наоборот, если вы сместите весь груз в заднюю часть прицепа, то дышло прицепа будет тянуть фаркоп вверх и приподнимет заднюю часть автомобиля, что так же ухудшит управляемость.

Изменение вертикальной нагрузки на фаркоп при различном расположении груза в прицепе

Изменение вертикальной нагрузки на фаркоп при различном расположении груза в прицепе

При движении автомобиля на скорости все подобные изменения в управляемости чрезвычайно опасны.

Важно: вертикальная нагрузка — это в первую очередь та нагрузка на задний мост, при которой не происходит ухудшение управляемости автомобилем.

Отличия по типу розетки

При выборе фаркопа так же стоит обратить внимание на тип используемой розетки. Розетки для фаркопов отличаются по количеству используемых контактов:

  • на 7 контактов. Подходит для отечественных авто и обычных прицепов. Обеспечивает работу стоп-сигналов, габаритных огней и поворотников.
  • на 13 контактов. Используется для подключения сложных прицепов и автодомов. Способны обеспечить питанием не только стоп-сигналы и габаритные огни, но и другое дополнительное оборудование.

Иногда при подключении автоэлектрики фаркопа приходится использовать блок согласования. Блок согласования — это своего рода обманка для бортового компьютера автомобиля, который позволяет подключать нештатное оборудование. При наличии блока согласования бортовой компьютер при диагностике просто не видит подключенный прицеп. Это позволяет избежать различных ошибок, но в то же время бортовой компьютер не сможет контролировать состояние электрооборудования самого прицепа. Так же блок согласования позволит защитить автомобиль от короткого замыкания при попадании влаги на огни прицепа (например, при спуске лодки на воду).

Законодательные моменты

Установка фаркопа — это внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Поэтому в законе есть определенные требования к его установке:

  1. Автомобиль должен иметь заводскую возможность установки фаркопа
  2. Установленный фаркоп должен быть сертифицированным и вы должны иметь при себе все документы (паспорт фаркопа и сертификат)
  3. Установка фаркопа должна происходить только в специализированных центрах, имеющих разрешение на проведение таких работ. Эти центры должны выдать вам документы об установке

Если же вы приобрели автомобиль с уже установленным ТСУ, то получить документы вы сможете в автоцентре после диагностики транспортного средства.

Важно: наш установочный центр имеет все необходимые сертификаты для проведения работ по установке фаркопов. При установке фаркопа мы выдадим вам весь набор документов для ГИБДД.

Наши советы и рекомендации по выбору фаркопа

При выборе фаркопа стоит учитывать множество нюансов. Обязательно перед покупкой проверьте документацию вашего автомобиля, чтобы узнать о наличии самой возможности установки фаркопа и величины допустимых нагрузок. После этого уже можно переходить к выбору конструкции ТСУ. И вот наши основные рекомендации:

  • В данный момент уже точно не стоит устанавливать несъемные фаркопы (Тип H). Да, они дешевле и доступнее, но они сильно портят внешний вид автомобиля. И следует учесть возможные изменения в законодательстве. Во многих странах уже запрещено ездить с установленным крюком без прицепа. В России пока таких ограничений нет, но кто знает. Лучше иметь возможность его демонтажа.
  • Европейские быстросъемные фаркопы (Тип С) подойдут тем, кто изредка использует прицеп для перевозки грузов. Без какого-либо экстрима.
  • Оптимальным вариантом для активного отдыха (перевозка лодки, катера) будут условно-съемные фланцевые фаркопы типов D, F, G, N. Из них более всего предпочтительны типы N и D, которые более универсальны.
  • Американские же фаркопы стоит выбирать тем, кто хочет получить максимально-широкие возможности использования ТСУ. Они стоят дороже, да и не на каждый автомобиль их возможно установить. Однако по функциональности они превосходят иные виды фаркопов. Например, идеальный комплект для активного отдыха может выглядеть так: американский фаркоп с установленным шаром типа N (позволяющий перевозить прицепы с кольцевым зацеплением и буксировать авто тросом) и дополнительно кронштейн под лебедку. С таким набором уже смело можно отправляться в самые экстремальные путешествия.

Остались вопросы? Мы с вами свяжемся и постараемся помочь

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности компании